Задвижка с электроприводом представляет собой арматуру для трубопроводов, предназначенную для перекрытия потока рабочей среды и приводимая в движение электроприводом. Управляется вручную с помощью маховика или дистанционно. Такие запорные механизмы стали отличной заменой своим механическим прототипам с ручным управлением, всё больше вытесняя их из области промышленности.
Соединение электроприводных устройств со штоком задвижки происходит посредством специальной втулки. Их основные элементы - двигатель, работающий от электричества, и редуктор. Вид управляющих сигналов определяет влияние электропривода на шток для открытия или закрытия затвора. В зависимости от функциональности задвижек существует возможность остановки арматуры в промежуточном положении.
Другими особенностями устройства электроприводных задвижек являются:
- наличие выключателей и муфты, ограничивающей крутящий момент. Данные элементы электропривода автоматом отключают электродвигатель в случае достижения им предустановленных значений или превышения максимальных показателей, определенных для данного вида арматуры;
- возможность местного управления электрическим приводом посредством специального электронного блока, который может быть встраиваемым или выносным;
- возможность управления ручным дублером (маховиком) при неисправности устройства или отсутствия электричества.
Важно! Функция ограничения крутящего момента позволяет избежать деформации арматуры и/или привода в случае их заклинивания, а также при отсутствии возможности закрытия затвора. Такое происходит при попадании в арматуру чужеродных компонентов или предметов.
Основной плюс электроприводных задвижек заключается в дистанционном управлении с одновременной автоматизацией всего процесса. Несмотря на высокую стоимость, устройства такого типа отличаются простотой в обслуживании, а также быстрой и точной работой всех механизмов. Они позволяют оперативно реагировать на внештатные ситуации, тем самым предотвращая дополнительные потери и расходы.
К остальным плюсам электроприводных задвижек относятся:
- минимальные показатели гидравлических потерь;
- оперативное открытие и закрытие трубопроводов крупного диаметра;
- актуальность применения в трудных условиях и местах, куда осложнён доступ;
- устойчивость к внешним разрушающим влияниям.
Материалы изготовления запорной арматуры - сталь и чугун. Актуальность конкретного вида материала обосновывается особенностями температурных режимов и давления потока жидкости. Стальные изделия отличаются повышенной устойчивостью к различного рода разрушающим воздействиям, имеют более длительный срок эксплуатации, а также не восприимчивы к коррозийному влиянию.
В зависимости от конструкторских решений задвижки бывают:
- Дисковые. Механизмы с запирающим элементом, имеющим форму диска, поворачивающегося вокруг оси, располагающейся под углом, прямым либо нет, по отношению к направлению потока рабочей среды. Такого вида устройства отличаются невысокой стоимостью и простотой в ремонтном обслуживании.
- Клиновые. Механизмы, выполняющие запорную функцию, имеют клиновидную форму и оснащены выдвижным шпинделем, который встроен в седло клиновидной формы.
- Параллельные. Имеют 2 параллельных седла, оборудованных дисками.
Область применения рассматриваемых запорных механизмов с каждым разом расширяется.
В настоящее время их активно применяют в:
- Жилищно-коммунальном хозяйстве. Ими оборудуют устройства водоснабжения и водоотведения, а также отопительные и вентиляционные системы.
- Нефтяной и нефтехимической промышленности. Необходимы при устройстве систем трубопроводов, транспортирующих продукты нефтяной переработки.
- Предприятиях производственного назначения. Регулируют расход жидкости и газообразных структур.
- Общественных объектах. Используются в устройствах для борьбы с пожарами.
Эксплуатация задвижек с электроприводным двигателем особенно актуально в случае размещения арматуры в местах, доступ к которым осложнён. Также их применение обосновано при крупном диаметре трубопровода и при отсутствии возможности ручного управления запорным органом по причине сильного давления рабочей среды.
На объектах с полностью автоматизированной системой управления (электронной диспетчеризацией) используются исключительно электроприводные задвижки.