При необходимости срочного ремонта трубопровода используются специальные хомуты. Они незаменимы в случае, когда работа должна проводится на месте прокладки трубы. Производят ремонтно-крепежный элемент из различных материалов. Поэтому с выбором подходящего варианта проблем не возникнет.
Особенности
Рассматриваемое изделие используется с целью герметизации трубных систем. Конструкция представлена массивным каркасом, фиксирующим сжимным элементом, уплотнительной прокладкой. Течь устраняется эластичным герметичным материалом, который прижимается с большим усилием и фиксируется. После размещения крепление осуществляется скобами и гайками.
Хомут ремонтный подходит для устранения течи трубопроводов различного предназначения. Они могут быть расположены вертикально или горизонтально. Деталь подходит для временного решения, изготавливается из:
- цветного металла;
- литого чугуна;
- легированной стали;
- ПВХ и других полимеров.
Несмотря на широкое применение, должно учитываться главное ограничение. Оно касается локализации течи – исключительно прямые участки трубопровода.
Специалисты рекомендуют использовать аварийные хомуты в определенных случаях. Они следующие:
- образование трещины или отверстий из-за сильной ржавчины;
- появление свищей из-за механического воздействия;
- трещины из-за деформации;
- прорывы на момент резкого повышения давления в системе;
- ситуация, когда нельзя перекрыть трубопровод для проведения ремонтных работ;
- при возникновении необходимости герметизации технологического отверстия;
- из-за негерметичности наложенных швов на момент сварки;
- при поломке труб из-за ударов и иного механического воздействия.
Популярность аварийных хомутов связана с многофункциональностью. Такие изделия используются в качестве фиксирующего элемента. Они очень просты в монтаже, работа проводится при наличии стандартного набора инструментов и отсутствии навыков.
Большинство ремонтных хомутов обладает высокими эксплуатационными качествами. Они не реагируют на высокую температуру, материал не деформируется. Поверхность не подвержена коррозии, а значит может прослужить многие годы. Простота изготовления определяет доступную стоимость.
Разнообразие видов
Классификация аварийных хомутов ведется по материалу и конструктивным особенностям. При изготовлении используют:
- Сталь. Современные методы легирования позволяют исключить вероятность появления коррозии. При этом подобные сплавы становятся легкими, а эксплуатационный срок увеличивается. Хомут из стали может иметь различные формы.
- Литой чугун. Он подходит для производства двух и многосоставных вариантов. Обладает прочностью и износостойкостью. Однако, они намного увесистее и более массивные. Чугун боится сильных ударов, так как это может привести к появлению трещин.
- Полимерный пластик. Этот материал обладает хорошими эксплуатационными свойствами. Полимер подходит для подвижных участков, случая возникновения сильной вибрации на момент эксплуатации трубопровода. Материал гибкий, может изменить свою форму. При этом не подвержен коррозии.
Конструкция подбирается в зависимости от особенностей места повреждения трубопровода. По конструктивным признакам выделяют несколько типов хомутов:
- Односторонние. Напоминают подкову. На верхней части нанесена преформация, которая исключает вероятность соскальзывания. Подходят для решения проблем при диаметре проблемного участка до 50 мм.
- Двухсторонние. Они имеют два идентичных полукольца, которые соединяются двумя винтами. Важно их правильно подобрать под диаметр трубопровода.
- Многосоставные. Зачастую состоят из 3 элементов. Подходят для систем с большой площадью поперечного сечения.
- Крепежные. Они стягивают поврежденные элементы в случае возникновения сильной трещины. Замковая часть состоит из 2 половин. Крепление осуществляется за счет бандажа.
При учете приведенной выше классификации подбирается подходящий вариант.
Технические характеристики
Наиболее распространены аварийные хомуты с резиновым уплотнителем. Они должны соответствовать определенным техническим характеристикам. Верхний придел давления рабочей среды не выше 10 атм. Эксплуатироваться может в помещении с воздухом и инертным газом.
Самая высокая температура 120 градусов Цельсия. При большем значении каркас и уплотнитель начнут менять эксплуатационные свойства. Температура может колебаться в пределах 20-60 градусов Цельсия.
Есть ограничения, которые касаются размеров. Минимальный показатель составляет 1,5 см, максимальный – 1,2 метра. При этом производители учитывают, что толщина крепежа должна соответствовать диаметру трубопровода.
Эксплуатационный срок зависит от различных показателей. При правильном проведении монтажа прослужит не менее 5 лет.
Условия эксплуатации
Все модели хомутов обладают своими особыми характеристиками. При этом подбирать их нужно в соответствии с поставленными задачами. Основные требования к условиях эксплуатации:
- Нельзя использовать крепежи длиной меньше диаметра аварийного участка. Соблюдение этого правила обеспечивает достаточную прочность.
- Если герметизируется трубопровод из пластика, длина фиксирующего элемента должна быть в 1,5 больше длины поврежденного участка.
- Эксплуатация возможна только в случае, когда площадь поврежденного участка составляет менее 40% площади используемого элемента.
- Не рекомендуется использовать подобное изделие в случае, если в системе давление выше 10 атмосфер. Риски повторного возникновения течи высокие.
- Используемый уплотнитель должен быть эластичным. Поверхность может иметь микронеровности. При достаточной гибкости уплотнительный элемент будет соприкасаться с поврежденной трубой плотно.
Поверхность хомута должна также быть защищена от воздействия окружающей среды. Аварийный элемент может эксплуатироваться в течении долгого периода.
Особенности проводимого монтажа
Распространение аварийного хомута связано с простотой его монтажа. Несмотря на это, некоторые правила должны соблюдаться. В противном случае есть вероятность повторного появления течи. Работы проводятся в определенной последовательности:
- При возможности обрабатываемый участок зачищают от ржавчины. Для этого используют металлическую щетку или наждачную бумагу.
- Крепеж полностью раскручивается, после концы максимально разводятся. С размещением детали не должно возникнуть трудностей.
- При размещении хомута нужно убедиться в том, что уплотнитель находится строго посредине. Если это сделать не получается, край резинки должен выходить на 2-3 см за пределы поврежденного участка.
- После размещения крепежный элемент закрепляется. При проведении работы без перекрытия трубопровода, крепежи подтягиваются понемногу. При необходимости положение хомута поправляется. Гайки затягиваются так, чтобы пропала течь. Если изделие было подобрано правильно, прикладываемой силой повредить трубу не получится. Но все равно нужно быть осторожным.
Первое время после устранения течи должна проводится периодическая ревизия. Есть вероятность, что уплотнитель немного деформируется, труба начнет подтекать.
С учетом всех моментов можно подобрать подходящий аварийный хомут и решить проблему. При этом возвращаться к ремонтным работам не придется ближайшие несколько лет.